10 книг 16-той Международной ярмарки интеллектуальной литературы non/fictio№


Леонид Парфенов. Намедни. Наша эра. 1946-1960

Книжные проекты Парфенова интересны как по содержанию, так и иллюстрационному ряду, в котором можно встретить и фотографии смутно знакомых предметов, давно уже вышедших из обращения и ставшими элементами истории, так и там более монументальных сооружений, ставших приметами своего времени (к примеру, строительство бассейна «Москва» на месте снесенного храма Христа Спасителя). Не забыты в книге самые разные события – от, казалось бы, почти бытовых – появления автомобилей «Победа», «Москвич-400», ГАЗ-51, денежной реформы и отмена карточек, снижение цен до ждановских судов чести и ареста еще недавно почти всесильного маршала и министра объединенного с органами госбезопасности МВД, первого зама председателя Совмина — Лаврентия Берии. Это был момент, когда элита договорилась и поделила власть. От этого и начинается отсчет нового этапа советской реальности. Известна фраза Хрущева, брошенная вслед, когда Берия уехал с дачи Сталина в Кунцево: «Он поехал брать власть». Но не выдает ли эта фраза как раз то, что существовало некое соглашение о дележе власти? И через сто с небольшим дней Берия, начавший амнистию среди заключенных, был арестован, вывезен военными из Кремля, отдан под суд, лишен всех званий и расстрелян. Потом уже началась хрущевская «оттепель».
Не забыты и важнейшие культурные события тех лет, появление ставших впоследствии легендарными кинофильмов, песен и книг. В книге собрано 344 феномена и свыше 500 иллюстраций – фотографий, плакатов, карикатур, репродукций картин и рисунков тех лет, демонстрирующих не только советский официоз, но повседневные реалии пятидесятилетней давности. Как сказал сам Парфенов, «на телевидении делают такие программы, чтобы они были интересны, как говорится, и пионерам и пенсионерам.


 

Роберт Гэлбрейт. Шелкопряд

Прославленная Джоан Роулинг опубликовала под мужским псевдонимом уже второй роман о частном сыщике Страйке. На сей раз писательница погружает своего героя в атмосферу, более чем хорошо знакомую ей самой – в мир литераторов и издателей, текстов и творческих причуд, вымышленных переживаний и неподдельных страстей. И именно текст оказывается главной уликой и ключом к разгадке, а детективная канва имеет преимущественно антуражное значение.
Пропадает некий писатель, идеально подходящий под язвительное определение «широко известен в узких кругах». Он когда-то написал один слегка нашумевший роман, и теперь издатель все еще надеется, что подобное чудо повторится. Но сочинение, которое пропавший закончил как раз перед исчезновением, на шедевр не тянет никак, зато судебные иски может обеспечить запросто, ведь автор в нем вывел в омерзительном и легко узнаваемом виде и издателя, и редактора, и конкурентов, и всех близких от жены до любовницы. «Ума не приложу, как Оуэну пришло в голову, что можно безнаказанно проехаться по владельцу издательства, которое его печатает, но в этом весь Оуэн. Такой фантастической наглости, такого апломба я в жизни не встречал… Но все прототипы узнаваемы; он вывел в своей книге довольно много народу, причем так изобретательно… Море крови и тайные символы… местами даже непонятно, на что он намекает, но все равно любопытно: что там в мешке, что там в очаге…». А когда писателя наконец-то находят мертвым, становится ясно, что убит он в точности так, как это описано в его последнем тексте. Чтобы попытаться найти самого обиженного из числа прототипов, брутальному герою, покалеченному ветерану недавней афганской войны, приходится предельно внимательно вчитываться в малоприятный образчик псевдоинтеллектуальной прозы, а точнее пародию на нее, умело вплетенную Роулинг в столь же переполненный символикой основной текст.


Карина Сарсенова. Вдохновение жизнью

Поэтический сборник воспевает силу и величие истинной любви, которая с начала времен является для человека и защитой, и вдохновляющим началом, и неземной радостью, возносящей душу к высотам, озаренным чистейшим светом. Благодаря любви открывается весь мир, горний и дольный — «Океанской дали чистота… \ И мечты крылатое всхожденье… \ И надежды вещей красота… \ И душевной сути обнаженье… \ Синих волн искристое тепло… \ Солнечные страстные касанья… \ Ясность чувств без мыслей и без слов… \ И слиянье с тайной мирозданья…». Не разглядев большого, привыкнешь ограничивать себя малым, и вместо мира останется один только мирок…
Настоящая поэзия – не только зеркало жизни, но и ее непременная составляющая, компенсирующая ограничение в примитивных страстях и духовную дисциплину, подразумевающую неустанную работу души на пути самосовершенствования. Стремление к высотам духа требует от человека полной открытости и отказа от страхов и подозрений. «И не бояться ничего, \ И сердце хрупкое доверить \ Тому, кто сбережет его. \ Не унывай и не жалей, \ Что было – то не будет. \ Любовью сердце обогрей, \ Ее дари ты людям…». А дальше все зависит от решимости идти все дальше и вперед по тернистой тропе самопознания и самопожертвования, растворения в любви и нового возрождения души: «Ты будешь настолько счастливым, \ Насколько умеешь летать… \ Ты будешь настолько счастливым, \ Насколько способен творить. \ Сердца, что действительно живы, \ Умеют себя проявить…». В чем именно основное достоинство строк Карины Сарсеновой? Они позволяют читателю совместно с ней прикоснуться к высоким чувствам, порой забываемым нами в обыденной суете.


Иван Фастманов. Здесь нет дома

Сборник рассказов и повестей одаренного мастера прозы раскрывает перед читателем безмерные глубины человеческой души на примере героев, которым приходится искать свое предназначение, разгадывать собственную сущность или принимать решения в ситуации, когда привычная и размеренная реальность оборачивается поистине фантасмагорическими картинами бытия. Образность языка обостряет восприятие читателем состояния крайнего напряжения всех душевных сил, в которое автор искусно и неспешно приводит – или внезапно бросает – своих героев. В произведения сборника («Тоннель», «Часы», «37 Geminorum») часто вплетается мотив сторонней недоброй воли, которая то ли целенаправленно злоумышляет против героев, то ли проводит равнодушные эксперименты над людьми. Антикварные часы, купленные по дешевке, предстают сосредоточием зловещей силы, почти сводящей злосчастного приобретателя с ума. Но не мистической зло тому причиной, а обиды прошлого, породившие в чьем-то воспаленном рассудке поистине дьявольский план.
А каково приходится человеку, внезапно очнувшемуся посреди пустынной станции метро, откуда нет выхода? Вот так просто, нет и всё. Ровные кафельные стены, и единственный путь прочь отсюда – пешком по тоннелю, от одной фонарной ниши до другой. Только они дают укрытие от проносящихся мимо через равные промежутки времени ужасающе пустых поездов. «Я сидел на бетонном полу и наслаждался покоем, не помышляя ни о поездах, бесконечно бегущих в темноте, ни о людях, бегущих к свету. Просто радовался, что проносящимся одна за другой стальным глыбам меня не достать. Радовался немногочисленным предметам, которые мог рассмотреть». Детские страхи, древние пугающие архетипы, переплетенные с характерными чертами различных жанров от классической советской фантастики до отточенного триллера, порождают образы редкой выразительности.


Елена Степанян. Царский выбор

В этой драматической истории о том, как молодой царь Алексей Михайлович искал себе спутницу жизни, глубочайшая психологическая достоверность сочетается с умелым воссозданием исторической атмосферы. Когда настало время государю выбирать себе супругу, были устроены подобающего размаха смотрины – по всем городам и весям специально уполномоченные бояре отбирали самых красивых и достойных девушек, которых потом доставляют в столицу, дабы царь лично сделал свой выбор. Боярин Пушкин находит для царских смотрин в далеком городке Касимове девицу сказочной красоты и добродетельности – дворянскую дочь Евфимию. Но, кажется, уже сама атмосфера такого состязания за звание царицы способна породить немало переживаний и драм. «В деревне и то люди друг другу завидуют. А уж тут, на самом верху! А где зависть – там и сглаз, и что похуже…». Однако параллельно развивается интрига в высших сферах, всесильный боярин Морозов позаботился о том, чтобы заранее подобрать государю невесту подобающего происхождения и непременно из такой семьи, чтобы родственники будущей царицы не покушались на власть и влияние самого Морозова. И казалось, все уже решено, быть царской невестой княжне Милославской… Но государь молод, его душа полна благородных помыслов, а потому и жену себе он намерен взять по сердцу, а не по расчету. С первого взгляда вспыхивает любовь между Алексеем и прекрасной Евфимией, но суждено ли им счастье? «Ну, конечно, есть злые, куда от них денешься. А ласку все любят, и добрые, и злые. Злым она даже больше нужна. Добрая душа всегда найдет, чем утешиться. А злая и без того сама себя мучает». Но ведь противостоит их чувству не просто досада из-за расстроенных планов, а выверенный злой умысел, от которого один шаг до преступного замысла.


Ольга Покровская. Ангел в зеленом хитоне

В этом сборнике отображены самые горькие и болезненные приметы современного городской жизни – нехватка душевного тепла, одиночество, утрата способности к состраданию и умения смотреть на окружающий мир незамутненным взглядом. Только детям удается увидеть в несчастной и запуганной, а потому злой собаке «добрую и могучую Собаку-Коня». И нет ничего удивительного, что именно мальчик, когда-то вместе с со своей маленькой ровесницей почувствовавший живую душу в злосчастной псине, вырастая, сохраняет способность к сочувствию и к братьям нашим меньшим, и к людям. Он и спасает выросшую, но не сумевшую забыть потрясение от родительской жестокости девочку, и ту самую собаку, все-таки дожившую в клетке приюта до новой встречи с понимавшими ее чистыми сердцами.
А сколь проникновенна история замотанной молодой мамы и ее страдающей дочки, описанная в рассказе «Орел Варя»! Мама Люба со всей силой неизжитой наивности верит в глянцевые чудеса, в духи, которые непременно гарантируют счастье, в принцев на дорогих иномарках… При этом она не замечает того счастья, которое уже есть и всегда рядом с ней, а дочка Варя, терзаясь недетским чувством одиночества, начинает воображать себя могучим Орлом из любимого мультфильма. А мама все злится и злится, можно подумать, что она воспринимает малышку исключительно как препятствие на пути к незамутненной жизни, которая где-то там впереди скроена по лучшим лекалам гламура. Только потрясение, вызванное внезапным исчезновением девочки прямо из детского сада, заставляет маму правильно расставить приоритеты в своей жизни. И тут оказывается, что неиссякаемый источник душевного тепла всегда рядом, главное, внимательно смотреть по сторонам.


Аида Арье. Баскетболист и Нелли

Люди, живущие в городах, слишком заняты собой и своими делами, чтобы еще обращать внимание на тех, кто живет рядом – на соседних улицах и в переулках, в подвалах и на чердаках. Речь идет о бездомных животных, собаках и кошках. В повести описана история двух «простых» собак, могучего Баскетболиста и желтенькой, порой наивной Нелли, их трогательных отношений и нечеловеческого отношения к ним некоторых людей, в том числе и тех, чей профессией стало безжалостное истребление животных. Нелли все надеется на лучшую жизнь, если не для себя – то хотя для своего потомства. Однажды Баскетболист и Нелли находят изображение того, как древние люди вместе с собаками преследовали общую цель – какое-то чудовище с клыками. Люди и собаки сражались за свои жизни, и Нелли делится своими мечтами: «Я хочу, чтобы наши черныши бежали так же свободно и гордо, наравне с людьми. Вдруг на их долю не выпадет такой же судьбы, как наша? Вдруг люди всё-таки изменятся и захотят возродить наше славное общее прошлое? Тогда, наверное, наши дети сумеют вернуть потерянное достоинство».
К недоумению Нелли, на этот раз Баскетболист не стал её поддерживать, а предпочёл одни махом разбить все иллюзии: «Не стоит рассчитывать на чудеса. Наверное, с того самого момента, когда была нарисован эта картина, каждый родитель мечтал о лучшей доле для своего ребёнка. И что с того? Поколения сменяются, но мы раз за разом обречены повторять одну и ту же историю. Не припомню ни одного случая, чтобы чей-то сын или дочь преодолели этот нескончаемый круг: рождение – опасности – смерть. Сколько матерей надеялись и надеются – а всё зря. Нашими надеждами мы не спасем этих малышей от судьбы, которая выпала всем дворняжкам. Их существование мало чем будет отличаться от нашего….»
Но в конце остается надежда, что найдутся люди, которые по-человечески отнесутся не только к этой собачей паре, но и другим бездомным животным.


Марифат М.Хади. Коранические науки

Уникальное научное издание, вышедшее при участии Фонда исследований исламской культуры, посвящено исследованию Корана, анализу арабской письменности VII века, историческим условиям того периода. Так арабское письмо в это время было еще несовершенным, поскольку «многие слова писались так же, как и произносились. Даже сегодня сохранились некоторые следы того письма. Тогда слова писались таким образом, что их можно было прочитать по-разному… Словом, такие недостатки в переписывании первых списков Корана, сохранившиеся до сих пор, явились причиной многих проблем, в том числе возникновения очень сильных разногласий между чтецами Корана… Первые списки Корана были написаны без огласовок и знаков препинания…»
В издании подробно рассказывается о цепочке известных чтецов, которая передавалась из века в век, пока в X веке главным чтецом Багдада Абу Бакром не были признаны семь форм чтения семи известных чтецов. Позже к ним были добавлены ещё семь видов чтения, а последующие поколения присоединили еще известных чтецов. Уделено внимание противоречиям между великими богословами и чтецами, шиитским и суннитским преданиям.
В данном издании для того, чтобы яснее понять, о какой разнице в словах и даже звуках, произносимых знаменитыми чтецами Корана и людьми из разных арабских племен, говорится, все арабско-мусульманские термины, имена исламских мыслителей и названия сочинений написаны с помощью специальных диакритических знаков. Отдельные разделы посвящены незнакомым словам, словам разных племен и неарабским словам. К некоторым терминам и элементам текста даются необходимые комментарии.


Анастас Микоян. Так было. Размышления о минувшем

А.Микоян – один из советских вождей – политических долгожителей. Он был причастен к кремлевской кухне, работал со Сталиным и Хрущевым. В издании рассказывается об изнанке многих исторических событий, а также – и тех неформальных группировках, которые существовали на вершине советской власти при Сталине. Именно их взаимоотношениями можно объяснить многие взлеты и падения с советского Олимпа. Там многие приближенные Сталина были недовольны, что вождь объявил своим первым замом по экономическим вопросам в Совнаркоме председателя Госплана Вознесенского, т.е. освободив того от контроля (по словам Микояна – «Сталин же не мог сам контролировать!») со стороны других заместителей хозяина Кремля.
Микоян описывает, что «как-то в январе 1942 года сидели у Сталина Берия, я и Маленков. Берия – хитрый человек, умел так поставить вопрос, чтобы не выдать свои тайные цели. Речь шла о том, что плохо с вооружением, винтовок не хватает, пушек не хватает. Сталин возмутился: «Как же так, в чем дело?»
Берия, заранее подготовившись к этому вопросу, показал диаграмму по месяцам. Это был утвержденный Вознесенским план по производству винтовок, пулеметов, пушек, боеприпасов, и там же указывалось фактическое исполнение этого плана. Была поразительная картина: план растет из месяца в месяц, это успокаивает правительство, а фактическое производство уменьшается. «До чего же мы дойдем? Когда начнется подъем производства?» — возмущался Берия. Он говорил, что методы руководства Вознесенского канцелярские: вызывает своих работников, устраивает совещания, навязывает план, но не может обеспечить его выполнения. А ведь любой план без обеспечения его выполнения абсурден.
Это, естественно, вызвало тревогу у Сталина. «А как быть?» — спросил он. «Не знаю, товарищ Сталин», — говорит Берия. Тогда Сталин предложил Берии взять на себя руководство этим делом.
«Товарищ Сталин, не знаю, справлюсь ли с этим делом», — ответил Берия. – Я неопытный в этих делах». «Здесь не опыт нужен, — твердо сказал Сталин, — нужна решительная организационная рука. Рабочую силу можно отобрать из арестованных, особенно из специалистов. Привлечь можно МВД, дисциплину навести на заводах. Но вы дайте план реальный, вызовите директоров заводов, наркомов, дайте этот реальный план им и проверяйте выполнение».
Берия, конечно, этого и хотел, для этого диаграмму и подготовил. Было решено Вознесенного отстранить от руководства, возложив это дело на Берию. К Берии в подчинение перешел нарком вооружения СССР Устинов, который прекрасно знал дело, — ему нужна была только помощь со стороны правительства в обеспечении рабочей силой и материалами, а Берия мог это сделать…»


Рождественские песни и колядки. Сборник для детей с текстами и нотами

Есть произведения и жанры, насчитывающие несколько веков и при этом остающиеся не просто памятниками литературы, но и исполняемыми в наше время. «Ночь тиха, ночь свята/ Свет с небес льет звезда… Скажите, чем Младенец спит/ В яслях так безмятежно?/ И для кого напев звучит/ Таинственно и нежно? Там, где звезда горит, Христос Младенец мирно спит./ Там, где напев звучит, / Спаситель сладко спит». Петь колядки на Рождество — это одна из интереснейших и веселейших рождественских традиций.
В этом издании собраны святочные песни и колядки для детей, причем не только старинные, народные, но и современные. Как известно, колядками называются песни, прославляющие Христа и светлый праздник Рождества. Их испокон веков было принято исполнять в период «святых дней» от Рождества до Крещения, когда младшие ходили от дома к дому и пели о Рождестве, славили хозяев и желали благополучия. В книге даны и тексты, и ноты, помогающие родителям разучивать эти рождественские песни со своими детишками, чтобы они могли славить приход в мир Спасителя. Песни и колядки приведены в переложении музыканта и педагога Елены Канаевой. Дополняют тексты красочные иллюстрации Валерии Ярославцевой. В книги приводятся и ноты.


 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>