10 книг Московского книжного фестиваля


Альбрехт Адам. Живописная картина военного похода от Вилленберга в Пруссии до Москвы, совершенного в 1812 году, исполненная прямо на месте и литографированная А. Адамом

В прекрасно оформленный альбом включены свыше 300 рисунков баварского художника, выполненных с натуры во время похода Наполеона на Москву – уникальный живописный дневник войны 1812 года. В обстоятельном предисловии рассказывается об истории создания этих работ, их издании и о самом художнике. Он родился в 1786 году в Баварии, в чине капитана состоял придворным живописцем при вице-короле Италии Евгении Богарне, приемном сыне Наполеона. В этой должности художник сопровождал принца «в путешествиях и войнах» для создания живописной хроники. Позже на основании этих зарисовок был создан сборник гравюр, которые и вошли в альбом. По словам самого художника, «населенные пункты, военные позиции и различные рода войск воспроизведены верно, и все, что вошло в настоящую коллекцию, срисовано с натуры и на тех самых местах». Кроме того, к рисункам прилагаются и подробные комментарии, описывающие не только боевые действия и быт Великой армии, но русские пейзажи и населенные пункты. К примеру, «окрестности Вязьмы представляли собой весьма приятный вид. Между веселыми холмами протиралась местность, покрытая попеременно лугами, плодоносными полями, возделанными равнинами, которые тянулись на протяжении нескольких дней пути вплоть до окрестностей Бородино….»

Другая запись из дневника художника гласит: «На дороге из Бешенковичей в Островно. 25 июля 1812 года. Вице-король приказал выдвинуть вперед свои экипажи под эскортом дежурного подразделения драгун, чтобы устроить себе квартиру в небольшой усадьбе, расположенной у дороги. Как только мы прибыли на место, то заметили на противоположном берегу Двины казаков, которых солдаты из эскорта долго дразнили своими вызывающими криками и дерзкими шутками. Однако русских, по-видимому, утомило это шутовство, и они решили прекратить оскорбительные выходки драгун выстрелом артиллерийской батареи, укрытой в соседнем лесу. Эта батарея начала стрелять прямо по дому, где находились люди вице-короля, причем огонь был настолько точным, что занимавшим строение французам пришлось спешно его покинуть…»

К рисунку «Под Витебском. 27  июня 1812 года» художник в своем дневнике записал следующее: «Наполеон решил отложить начало боя при Витебске ближе к полудню, и вице-король устроил свой бивак посреди гвардейцев, прямо на поле сражения, где ему удалось насладиться несколькими часами отдыха. Его адъютанты, полные поразительного усердия, собственноручно сплели из срезанных веток своеобразный навес, чтобы защитить отдыхающего принца от изнуряющих лучей полуденного солнца. Жара в тот день была столь невыносимой, что даже самые крепкие люди ощущали ее вредное воздействие».

Среди работ, включенных в альбом есть также «Штаб-квартира вице-короля в Пилонах на Немане», «Поле битвы при Москве-реке», «Наполеон в Москве», «Мародеры в окрестностях Москвы», «Перед Москвой» и многое другое…


Иван Степанович Конев. Записки командующего фронтом

В этот объемный (свыше 700 страниц) том мемуаров включены не только известные работы, но и отдельные главы, прежде хранившиеся в семье военачальника в виде магнитофонных записей. Конев описывает не только события своей жизни, но и перемены в стране, начиная с декабря 1917 года. После демобилизации из армии Конев стал членом партии большевиков, затем был избран уездным военным комиссаром в городе Никольске Вологодской губернии. В годы Гражданской войны участвовал в боях против армий адмирала А.В. Колчака и других белогвардейских вождей на Дальнем Востоке и в Забайкалье, занимая должности комиссара бронепоезда, комиссара стрелковой бригады…

В июне 1940 года он назначен командующим войсками Забайкальского военного округа. В январе 1941 — Конев стал командующим войсками  Северо-Кавказского военного округа. В первые дни Великой Отечественной войны генерал-лейтенант И. С. Конев командовал 19-й армией, сформированной из войск Северо-Кавказского военного округа. В ночь на 26 июня 1941 года он получил приказ срочно передислоцировать соединения 19-й армии с территории Украины на Западный фронт, в район Витебска, где создавался оборонительный рубеж с главной полосой по линии Сущево, Витебск, река Днепр.

Однако именно на Курской дуге Коневу удалось проявить свой полководческий талант. Так он сам в мемуарах описывает значение Степного фронта, которым он командовал,  в этом сражении: «Как известно, в битве под Курском советские войска создали мощную, глубоко эшелонированную, хорошо организованную оборону с выгодным для нас соотношением сил сторон, поскольку мы готовились к преднамеренной обороне. И все же противнику удалось на обоянском направлении вклиниться в нашу оборону на глубину до 35 км. И лишь благодаря вводу в сражение двух армий Степного фронта — 5-й гвардейской танковой армии П. А. Ротмистрова и 5-й гвардейской армии А. С. Жадова — вражеское наступление было окончательно остановлено». 17 июля 1943 года Степной фронт под командованием Конева перешел в наступление и в ходе кровопролитных боев (при участи войск Воронежского фронта) и в течении шести дней оттеснили войска группы армии «Центр» к тем рубежам, которые они занимали перед началом сражения. 23 августа советские войска вошли в Харьков, которые немцы, несмотря на суровый приказ Гитлера, так и не смогли удержать.

Предпоследняя глава называется «О маршале Г.К. Жукове». В ней Конев описывает заседание Высшего Военного Совета, посвященного разбору дела Жукова: «…я отметил, что характер у Жукова неуживчивый, трудный. Действительно, характер у Жукова такой, что с ним работать очень трудно, не только находясь в его подчинении, но и будучи соседом по фронту. Но, однако, заявил, категорически отвергаю предъявленные Жукову обвинения в политической нечестности… Если бы Жуков был человеком непорядочным, он вряд ли стал бы с такой настойчивостью, рискуя жизнью, выполнять приказы Ставки, выезжать на самые опасные участки фронта, ползать на брюхе по передовой, наблюдая за действиями войск, чтобы на месте оценить обстановку и помочь командованию в принятии тех или иных решений».


 

Александра Кириллова. Птица

Сборник проникновенных поэтических произведений, отражающих самые сокровенные тайны женщины нашего времени. Ведь как бы ни менялся образ жизни, сколь бы деловым и стремительным он ни становился, все равно извечные грезы о великом взаимном чувстве наполняют душу светом и радостью, а утрата любви окрашивает в темные тона весь мир. «Я думала, время мой дух успокоит \ И строки расставит, как хрупкий сервиз. \ Все так, только разве оно того стоит? \ Ведь поиски истины – тот же каприз…».

Панорама актуальных переживаний органично сочетается со строгим ритмом классической поэзии и изысканной образностью Серебряного века: «Что есть любовь? Она – желанье, \ как сотни маленьких огней. \ Невыносимо ожиданье \ В холодной комнате моей… Такая пламенная сила, \ В ней столько боли и тепла. \ Она – все то, что я просила, \ И пусть на миг, но обрела». Автор легко и свободно рисует удивительный и красочный мир, в котором «от края до края легло открытое мной Небоморе».  Каждое стихотворение являет собой прочувствованный рассказ о том, как осеняет человека наивысшее душевное напряжение, будь то предощущение судьбоносной встречи или горькое осознание, что прекрасное мгновение ушло навсегда. Можно увидеть, ощутить, прочувствовать запечатленный во всей полноте момент бытия или драгоценный фрагмент воспоминаний: «Как можно мысль остановить \ И не разматывать клубками \ Живую память? Эту нить \ Своими разорвать руками…»

Книга наилучшим образом демонстрирует, что талантливый поэт способен запечатлеть биение живой жизни во всем ее разнообразии, будь то любовное томление, печаль разлуки или размолвки, радость примирения и обретения истинно родственной души.


 

Елена Жоли. Принцесса Монако. Две жизни Грейс Келли

Трудно себе представить, но встреча Грейс Келли с принцем Монако была практически случайной – просто одному популярному журналу захотелось иметь уникальную фотографию «принцессы» Голливуда и реального принца. Журналист упросил Келли встретиться 6 мая 1955 года с принцем Монако Ренье, причем оба на рандеву опоздали, но даже при этом Грейс пришлось дожидаться принца еще целый час…

В биографической книге достоверно, подробно и живо описана судьба одной из самых знаменитых актрис минувшего века, сменившей сияние голливудских софитов и разнообразие ролей на одну-единственную роль – но воистину блистательную. Грейс Келли стала супругой принца Ренье, правителя Монако. В книге она предстает как мать и жена, которая пойдет на все ради спасения счастья своей семьи. Однажды ей пришлось проявить чудеса гибкости и обаяния, чтобы помочь своему супругу разрешить политический кризис в отношениях с Францией.

В тексте рассказывается о встречах Келли с различными знаменитостями, среди которых был Мстилав Ростропович и Галина Вишневская. «Грейс любила гулять в горах со своим русским соседом по Рок-Ажель, Рудольфом Нуриевым. Он часто запросто ужинал с княжеской чертой, катался с Грейс на велосипеде. Принцессе нравилось танцевать с ним на дружеских вечеринках на ранчо и на гала-приемах в зале «Спортинг».

Нуриев никогда не отказывал принцессе, если он просила его участвовать в организованных ею благотворительных мероприятиях или балах. Он много раз выступал в спектаклях на сцене монакской оперы, продолжая традиции знаменитых русских балетов Дягилева с Нижинским и Лифарем, постановки которых шли на монакской сцене в двадцатые годы прошлого века». Издание проиллюстрировано фотографиями из личного архива сына Грейс Келли – нынешнего принца Монако Альберта II.


Тур Хейердал. Ра

Кто первым открыл Америку? Ведь и до Колумба к этим землям приставали корабли древних мореплавателей. Но кто они были и на чем плыли через океан? Хейердал описывает, как он впервые увидел в Египте настенные изображения папирусных лодок. «Лодки мне показались знакомыми. Примерно такие же рисовали на своих кувшинах строители пирамид Северного Перу во время расцвета их культуры, задолго до заселения Полинезии. У самых больших перуанских камышовых лодок на этих изображениях двойная палуба. На нижней палубе – множество кувшинов с водой и прочий груз, а также маленькие фигурки людей; на верхней палубе обычно стоит земной наместник бога Солнца, священный правитель. Его огромную фигуру окружают люди с птичьей головой, которые нередко тянут за веревки, ускоряя движение ладьи. На папирусных лодках, изображенных на стенах египетских гробниц, тоже показан сверхъестественного роста земной наместник бога Солнца, священный правитель – фараон, его тоже окружают маленькие фигурки, мифические птицечеловеки тянут за веревки.

Похоже, что есть какая-то необъяснимая связь между камышовыми лодками и людьми с птичьей головой. Ведь и в Тихом Океане, на макушке самого высокого вулкана острова Пасхи, в древнем ритуальном селении с солнечной обсерваторией главный мотив рельфов и фресок – неразлучное трио: маска бога Солнца, камышовые лодки под парусами и птицечеловеки. Остров Пасхи, Перу, Египет. Можно ли представить себе более обособленные друг от друга района?…»

В книге подробно описано создание папирусной лодки (в том числе – и приключения ее строителей), названной в честь древнеегипетского бога Ра, способной пересечь Атлантику и добраться из Африки в Южную Америку. Кроме того, до Тур Хейердала никто из ученых всерьез не засматривал Латинскую Америку в качестве прародины полинезийцев. А ведь на этом континенте (и в частности в Перу) существовало много цивилизаций, потом словно бесследно исчезнувших во времени… Или они «просто» куда-то переселились? Но  куда именно? На островах  далекой от Перу Полинезии хранители древних преданий могли перечислить имена всех вождей острова со времени появления на нем первых людей – при помощи узелковой письменности… Такой же, какая была только у инков.

В 1969 году «Ра», спроектированная по рисункам и макетам лодок Древнего Египта, была построена специалистами с озера Чад (Республика Чад) из папируса, добытого на озере Тана в Эфиопии, и вышла в Атлантический океан с побережья Африки. В составе экспедиции – семь человек из семи стран, в том числе – врач экспедиции – из СССР. Его звали Юрий Сенкевич. Они отправились по одному из старинных морских путей… «В поисках богатства или нового пристанища тысячи кораблей выходили в древности из родных портов, и никто на борту не вел судового журнала».


 

Протоиерей Константин Буфеев. Православное учение о Сотворении и теория эволюции.

Книга, написанная в жанре апологетики священником, имеющим к тому же научную степень, содержит всесторонний анализ отношения православного вероучения к теории эволюции. В первой главе, «О Шестидневе и библейской хронологии», рассказывается о буквальном и аллегорическом понимании Библии. «В древности были знамениты две богословские школы – александрийская и антиохийская. Первая была известна своей традицией аллегорического толкования. Вторая – буквальным толкованием библейского текста. Иногда встречается мнение, будто и вопрос о библейском Шестодневе в этих школах якобы решался по-разному: у «александрийской» — аллегорически, у «антиохийской» — буквально.

Однако это не так. В настоящей главе мы показываем, что все без исключения святые, представители обоих богословских школ (равно как церковные учителя из других православных школ) воспринимали Шестиднев пророка Моисея буквально»,  в отличие от «христиан-эволюционоистов», которые используют аллегорический способ толкования. При этом ввод новых «аллегорий» — дело небезопасное в духовном смысле, поскольку чревато искажениями смысла.

Вторая глава рассматривает такие вопросы как: творение из «ничего» — или развитие «из прежде бывшего»?; изменчивость – или постоянство сотворенных видов?; постепенность формирования видов – или мгновенность актов творения?

В третей главе рассматривается связь церковного учения о Конце мира с догматом о Сотворении.  Четвертая же посвящена отношению Православной Церкви к историческим вероучениям, основанным на принципе эволюционизма. В тексте уделено внимание язычеству и гностицизму (как известно, первым еретиком-гностиком отцы Церкви считают Симона Волхва), саддукейской ереси (в эту влиятельную секту входили большинство священников и членов Синедриона), каббале, арианству и оригенизму.

Вторая часть книги посвящена Учению о Сотворении человека. В качестве источников обильно используются богослужебные тексты Триоди, Октоиха и пр. (326 цитат на церковнославянском языке). Издание иллюстрировано цветными репродукциями икон и ромейских мозаик.


 

Семьи.net. Антология. Составитель Сергей Чекмаев

Сборник произведений, в которых анализируются причины современного кризиса традиционной семьи, различные его проявления и то, к чему это может привести в будущем. Среди авторов — Вадим Панов, Олег Дивов, Алекс Громов и Ольга Шатохина, Леонид Каганов, Сергей Чекмаев, Павел Корнев, другие известные писатели, уловившие драматические моменты в новом воплощении темы отцов, детей и ювенальной юстиции. Так, в рассказе «Ангел» речь идет о похищенном ребенке и его матери, которая любой ценой хочет его найти: «Костю могли похитить на замену, если, предположим, у какой-то пары умер младший воспитываемый партнер. — То есть Костя мог оказаться в какой-то семье? — Здесь не принято говорить «семья», — буркнул Палыч. – Временное условно-равноправное партнерство взаимной любви и счастья». Звучит красиво. Но кем станет тот мальчик в будущем, лишившись материнской заботы?

А в рассказе «Р.П.Г.» рассказывается история подростка, который ищет Библиотеку, о которой ходят слухи во всех интернатах, а «каждый нормальный пацан» надеется отыскать это хранилище сведений об изъятых из семей детях: «Когда ребенка забирают в систему, — начал я свой рассказ, — у него и родителей берется генетический материал и присваивается уникальный номер. В сеть эти данные точно не заносятся – сколько раз правительственные базы данных ломали, но ничего так и не наши…». Но существует ли эта Библиотека на самом деле и есть ли у того мальчишки прошлое – в первую очередь родители, к которым он может вернуться,  в легенде не говорится. Ответ придется искать самому, а для многих это слишком тяжелая задача.

Как, скажем для героя рассказа «История моей пары», который в однажды вроде бы взбунтовался против стандартизированной системы подбора брачных партнеров: «По достижении совершеннолетия каждый житель Земли получает электронный жетон-идентификатор. В инкубаторе находится специальное устройство, которое считывает с него информацию и вычисляет максимально подходящую с точки зрения темперамента, здоровья и генетического благополучия пару». Причиной пробуждения мятежного духа стала ошибка техники, разлучившая с понравившейся девушкой. Но хватило его ненадолго, ибо за дружеским вопросом, «действительно ли я рассчитываю, что меня вновь воссоединят с Анной, и понимаю ли, какую цену обществу придется заплатить за такое вмешательство в тончайшие настройки считывателя», скрывается совсем не радужная перспектива в случае дальнейшего упорства.


 

Виталий Кривонос. Край твоих предков

Захватывающий роман со множеством исторических подробностей мастерски стилизован автором-филологом под древние скандинавские саги. С первых же строк задается суровый и торжественный настрой всему дальнейшему повествованию: «Есть на Севере, южнее Вестарфьорда, большой дуб… От века он высится над водой, над землей, и так велика его мощь, что никакая буря не в силах его согнуть». Впрочем, какие бы бури не бушевали, на земле идет обычная жизнь – воины уходят в набеги, женщины рождают детей. Не место повседневности лишь там, где вершатся судьбы мира. И наоборот: «Не в пивных должно героям сходиться на поединки, не на потеху глупцам должно твориться чарам – есть на то хольмганги на холмах и островах, есть на то капища и священные места на берегах рек и озёр, в лесах и горах, — сурово прогудел Старый Балин. – Близок Час Волка, и это истина, однако не сказано, что это будет час ликования шелудивого пса! И пока я здесь стою, ни помойный пёс, ни подлая росомаха не возликуют на этих землях!».

Но не только о битвах и странствиях повествуется здесь, да и не только о любви и заветных грезах. Все это, как и прочие земные мысли и заботы, служат лишь распевом величайшей саги, предисловием к главному испытанию. «Он – из тех волшебников, которые временами наведываются в далёкую глушь, чтобы сыскать себе сподвижников – героев и безумцев, чудаков и сказителей, людей со странными глазами. Собрав такую банду, они уходят за виднокрай, за пределы изведанного мира, в далёкие дали, в туманные земли, а потом возвращаются, чтобы поведать о странствиях и приключениях… Впрочем, возвращаются не все. Иногда – не возвращается никто. Но о том редко говорят легенды…». Предчувствие надвигающегося Рагнарека побудило героев отправиться в поход к таинственному замку, где нет никаких сокровищ – разве что возможность пожертвовать собой ради спасения мира.


М.М. Аль-Джанаби. Философия современной мусульманской реформации

Научная работа, изданная при поддержке Фонда исследований исламской культуры, показывает подробную картину реформаторских течений, их основных факторов, методов и образов, а также анализирует причины их появления. Исследуется так называемый «цикл» реформы, при этом особое внимание уделяется важнейшим понятиям, таким как  «возврат к корням», который на практике имеет двойственную природу – кажущийся возврат в прошлое, на самом деле означает устремленность в будущее — и «оптимальные альтернативы», заключающиеся в критическом переосмыслении настоящего и прошлого.

Рассматривается также вопрос о «цивилизационном принуждении». Как он возник? Обратимся к истории Европы. «Новое варварство воспроизводилось как одна из наиболее цивилизованных форм современного европейского бытия. Это варварство отличалось от переселений и набегов древнего мира – подобных тем, которые совершались германскими племенами в Европе и монголами в Азии. Однако в обоих случаях происходило постепенно ослабление их «хищнической» силы вследствие приобщения их к цивилизации и культуре… Данный результат можно увидеть в христианизации германских племен и их вхождении в структуры их «священных» государств, а также в исламизации монголов и вхождении их в состав индо-азиатских империй… Что касается новых европейских вторжений, то, по сути, они представляли собой прерывание и отход от того, что было прежде. Они явились следствием не варварского инстинкта «исхода», а, напротив, итогом его сдерживания и подавления».

В книге рассказывает об идее свободного Я,  роли культурной и национальной реформы, восходе и закате «свободного духа», об актуальной для современного мира проблеме преодоления разрыва между культурными и философскими парадигмами, сложившимися на основе идеальных принципов, и повседневной реальностью, которая, как правило, продолжает формироваться, исходя из более приземленных факторов.


 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>